Разделы библиотеки

Авторизация






Забыли пароль?
Платон. Цитаты (Государство) Версия в формате PDF Отправить на e-mail
АРИСТОКРАТИЯ
Пока в государствах не будут царствовать философы, либо, так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать (и это не сольется воедино - Государственная власть и философия), пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол.
Если мы сделаем стражей подлинными стражами, они никоим образом не станут причинять зла государству... Нужно решить, ставим ли мы стражей, имея в виду наивысшее благополучие их самих, или же нам надо заботиться о государстве в целом и его процветании. Стражей и их помощников надо заставить способствовать этому и надо внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела, да и всем остальным тоже. Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании соответственно их природным данным.

ТИМОКРАТИЯ
Государственный строй, основанный на честолюбии мы назовем “ТИМОКРАТИЕЙ”... Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что проще - скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать.
...Люди будут жадны до денег... в омрачении они, как дикари почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы все это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо таки как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами на женщин и на кого угодно. ... Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают и не прочь пожить за чужой счет. Удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение, потому что они пренебрегали подлинной Музой, той, чья область - речи и философия, а телесные убеждения ставили выше мусического воспитания.

ОЛИГАРХИЯ
Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении... Чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем этот ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода этот государственный строй держится применением вооруженной силы или же еще прежде был установлен путем запугивания.
...Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно - бедняков, другое - богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга.
При таком строе разовьется величайшее из всех зол. Возможность продать свое имущество - оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжить жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть не будучи ни дельцом, ни ремесленником, ни всадником, ни гоплитом, но тем, кого называют бедняками и неимущими.

ДЕМОКРАТИЯ
Демократия... осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.
В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?

ТИРАНИЯ
Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону... Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, чем чрезвычайным рабством. Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии.
Говорят, что кто отведал крови человеческих внутренностей мелко нарезанных с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком...
Разве не то же и с представителем народа? Имея в руках чрезвычайно послушную толпу, разве он воздержится от крови своих соплеменников? Напротив, как это обычно бывает, он станет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям и осквернит себя, отнимая у людей жизнь, своими нечестивыми руками и языком он будет смаковать убийство родичей. Карая изгнанием и приговаривая к страшной казни, он, между тем, будет сулить отмену задолженности и передел земли. После всего этого разве не суждено такому человеку неизбежно одно из двух: либо погибнуть от руки своих рабов, либо же стать тираном и превратиться из человека в волка?
Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелям.
По пословице ”избегая дыма, угодишь в огонь”; так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неуемную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство - рабство у рабов.
 
< Пред.
ALEXANDRIA © 2018