Разделы библиотеки

Авторизация






Забыли пароль?
Сохраним Тибет! Отправить на e-mail
Господин Таши у портрета Далай-ламы XIV
Господин Таши у портрета Далай-ламы XIV

Интервью с господином Таши, руководителем Центра тибетской культуры и информации в Москве

Уважаемый господин Таши, нам бы очень хотелось, чтобы люди России, наши читатели больше узнали о Далай-ламе как о человеке и духовном учителе тибетского народа, о тех ценностях, которые он защищает. У нас много вопросов. И, если позволите, первый: Его Святейшество обвиняют в том, что это он режиссировал акции протеста в Тибете. Как он реагирует на эти обвинения? Какова его позиция?

Такие вопросы крайне важно обсуждать, потому что достоверная информация о Тибете довольно редко попадает в Россию. Единственный ее источник сейчас — сайт «Сохраним Тибет», который мы поддерживаем...

Конечно, та информация, которая поступает из Тибета сегодня, стала объективнее, а до 15 марта, до событий в Лхасе, в России можно было узнать только точку зрения китайской компартии. Мы очень обеспокоены этим, потому что, если люди получают одностороннюю информацию, у них создается неправильное представление о том, что происходит в Тибете.

Наш долг — дать настолько объективную информацию, насколько это возможно. И у нас нет абсолютно никаких мотивов говорить вам неправду. Журналисты могут сами провести расследование — Его Святейшество всегда подчеркивает, что на них лежит огромная ответственность за то, чтобы доносить правильную информацию до людей. Он обычно шутит, что у журналистов должен быть длинный нос, чтобы все вынюхивать. Когда в прессе появляется объективная, настоящая информация, это очень радует.

То, что сегодня говорит китайская сторона, на сто процентов не соответствует действительности. И доказать это очень легко — если китайцам нечего скрывать, почему они не пускают в Тибет иностранцев, журналистов в том числе? Буквально с самых первых дней событий в Тибете главное требование — допустить туда журналистов, чтобы они своими глазами увидели, что сделало китайское правительство для тибетцев и что сделал для них Его Святейшество, о чем мечтают люди, живущие в Тибете. Если иностранные журналисты приедут в Тибет, они сами почувствуют, действительно ли тибетцы счастливы.

Сегодня китайцы утверждают, что, за исключением незначительного меньшинства, тибетцы счастливы при китайском режиме. Но если они счастливы, откуда все эти события?

Фотографии Далай-ламы XIV в монастыре Китри (Тибетская автономная префектура Нгаба, провинция Сычуань), уничтоженные представителями китайских властей в начале апреля 2008
Фотографии Далай-ламы XIV в монастыре Китри (Тибетская автономная префектура Нгаба, провинция Сычуань), уничтоженные представителями китайских властей в начале апреля 2008

Есть мнение, что Далай-лама, пользуясь Олимпиадой в Китае как прикрытием, хочет решить свои политические проблемы…

Далай-лама, духовный лидер Тибета и миллионов буддистов, живущих по всей планете, человек с широким видением мира, одним из первых высказался в пользу проведения Олимпийских игр в Пекине. Китай — огромная страна с древней культурой, древними традициями (другой разговор, дожили ли они до сегодняшних дней), страна, достигшая больших достижений в спорте. В Китае живут миллиарды людей, и для всех них Олимпийские игры — это предмет гордости.

Что касается политической стороны вопроса, Его Святейшество не требует независимости Тибета, он хочет жить вместе с китайским народом в составе одного государства, он уже давно предложил политику срединного пути. Следуя ей, тибетцы согласны оставаться в составе Китая, в этом случае с экономической точки зрения они выигрывают. Нравится нам это или нет, мы соседи. Почему нам не жить дружно, ведь можно улыбаться друг другу, а не драться? Об этом он говорил уже тысячу раз. Тем не менее китайцы продолжают говорить, что он стремится сорвать Олимпийские игры, хочет раскола КНР. Это неправда, и люди должны это знать… Иногда нам кажется, что китайское руководство не слышит Далай-ламу или ведет себя неискренне, не идет навстречу.

Интересны взгляды Далай-ламы как духовного и политического лидера. Можете ли вы рассказать, как он оценивает проблемы современного мира. Мир большой, в нем много всего происходит. С точки зрения Далай-ламы, какие основные проблемы сейчас стоят?

В 2006–2007 годах мы проводили официальные пресс-конференции для российских журналистов, чтобы они могли задать вопросы Далай-ламе напрямую. Одна из проблем, которую он особенно выделял, — перенаселение планеты. Вторая — разрыв между богатыми и бедными людьми. Сейчас северные страны мира более развиты экономически, чем южные. Далай-лама подчеркивал, что мировые лидеры должны постараться сократить разрыв между севером и югом, между богатыми и бедными. Это одна из самых важных проблем.

Господин Таши, последние два месяца вам часто приходилось говорить о проблемах Тибета. Как люди в России реагируют, какие слова чаще звучат?

Я постоянно ощущаю поддержку и сочувствие простых людей России. Это телефонные звонки, электронные письма, комментарии, которые появляются на сайте. По ним мы можем судить, что чувствуют простые люди, живущие в России.

Сегодня тибетские монастыри окружены китайскими войсками. Монахи не могут ни выйти, ни войти, им не подвозят пищу. По ночам приходят и забирают людей… Мне кажется, что жители России особенно сочувствуют тибетцам, потому что в вашем народе свежа память о таких же событиях. Тибетцы сегодня постоянно живут с ощущением страха. Они не могут доверять друг другу, отец не может доверять сыну. И конечно, китайское телевидение в эти дни показывало одни и те же картинки — как тибетцы громили магазины… По их статистике получается, что погибли только 20 человек, — по нашим данным, погибли 200 тибетцев и тысячи находятся в тюрьмах. На прошлой неделе 30 человек получили сроки от трех лет до пожизненного заключения. Никакого справедливого суда. Обвиненный не может ничего сделать, не может себя оправдать…

Мы знаем, что российские буддисты молятся за своих братьев, а что может сделать простой человек — не буддист, не тибетец, — который неравнодушен к судьбе тибетцев? Как он может помочь?

Я много думал об этом... У России сейчас очень тесные отношения с Китаем, и если бы она захотела помочь своему соседу решить эту проблему, то могла бы сыграть особую роль. В Тибет могут поехать российские журналисты, врачи — они могли бы оказать помощь людям, потому что раненные тибетцы не могут пойти в китайские клиники: они боятся.

Если говорить о простых россиянах, буддисты они или нет, — когда Тибет получает моральную поддержку из всех стран мира, это очень важно. Мы чувствуем ее. Когда вы очень страдаете и кто-то приходит утешить вас, помочь вам, вы моментально чувствуете помощь, это очень помогает. Но сегодня нужно обращение к правительству, и это не вопрос вмешательства в чужие дела…

Китайцы умело манипулируют людьми. Сейчас они говорят: «Посмотрите — Далай-лама и его сообщники против народа Китая». Это не так. Далай-лама всегда подчеркивает: мы не против китайского народа, мы против той политики, которую его правительство проводит в отношении тибетцев. Ведь на протяжении 50 лет люди страдают, подвергаются дискриминации в собственной стране, если они говорят что-то против, то оказываются в тюрьме… Тибетцы — религиозный народ, им с детства прививаются религиозные взгляды, для них Далай-лама — духовный лидер. А теперь весь народ заставляют от него отказаться, оскорблять его… Что же можно ждать от тибетцев в ответ? Что они могут чувствовать? Ведь их вынуждают так действовать. А если они не подчиняются, не хотят идти против Далай-ламы, их забирают и уводят… Куда? Никто не знает. Но сердце и душу нельзя принудить…

Если китайцы способны стрелять в свой народ, что для них тибетцы?

Переводчица Юлия Жиронкина: Любые акции в поддержку Тибета очень помогают. В мае была мирная акция поддержки Тибета в Санкт-Петербурге. Сто или немного больше человек, не все из них буддисты, собрались, разумеется, не перед посольством Китая, где-то в стороне. Но фотографии и видео попадают в Интернет, на тибетские сайты. Журналист из «Нью-Йорк Таймс» написал очень красивую статью на английском языке. Она сейчас известна и тибетцам. Наши друзья на Украине несколько раз собирались вместе перед китайским посольством. На плакатах было написано: «Мое сердце с Тибетом». Человек просто изъявляет свою позицию, свою волю, свою поддержку. Такое участие, пусть это маленькое заявление, имеет большое значение. Если человек молится, если говорит, что он чувствует, это имеет значение.

Несмотря на очень тяжелую ситуацию, продолжается борьба. Причем ненасильственная. Далай-лама полон оптимизма и сил. Это поражает! Откуда он черпает свои силы? Где его источник сил, надежды, на что он опирается?

Он встает около четырех утра. Начинает день с медитации, цель которой — понять реальность. Конечно, в сегодняшней ситуации он чувствует беспокойство, но никогда не позволяет недобрым чувствам к китайцам завладеть его сердцем. Если бы так произошло, это было бы нарушением буддийской философии сострадания, любви, бодхичитты. Конечно, отчаяние приходит время от времени, ведь он постоянно слышит обвинения. Кажется, главное — что он чувствует к китайцам сострадание и жалость.

Он всегда оптимистически настроен. Он понимает, что проблема есть, проблемы будут всегда. Но если вы теряете оптимизм, на этом все заканчивается. Он всегда говорит, что у него три большие задачи в жизни. Первая и главная — пропаганда общечеловеческих ценностей. Сегодня, когда мы включаем телевизор или открываем газету, то слышим об убийствах, воровстве, люди убивают друг друга, как будто они не люди. Мы все ощущаем дефицит гуманизма. Тем не менее мы все человеческие существа и способны к развитию, взращиванию общечеловеческих ценностей. Его Святейшество старается способствовать этому.

Имеется в виду гуманизм как свойственное человеку качество, или речь идет о каких-то конкретных ценностях?

Когда Далай-лама говорит о первой задаче, то не имеет в виду религию. Он считает, что люди могут обходиться и без религии, среди нерелигиозных людей есть много порядочных людей. Далай-лама говорит о взращивании нравственных ценностей: общество может обойтись без религии, но без этики, без нравственного поведения — нет.

Вторая его задача — гармония в отношениях между разными религиями. Конечно, у каждой религии своя философская основа, и мы не должны говорить, что наша религия лучше, а ваша хуже. Религиозные лидеры играют сегодня большую роль в обществе, поэтому крайне важно, чтобы между ними было взаимопонимание, чтобы они могли собраться вместе, поразмышлять о мировых проблемах. Это окажет очень ценное воздействие на все общество.

Эти две задачи очень важны, и куда бы Его Святейшество ни ехал, какую бы страну ни посещал, он всегда говорит о них. Это такие ценности, как любовь, сострадание, способность находить компромиссное решение.

Тибет — тема номер три. Он ее никому не навязывает. Но если его спрашивают, он говорит, что это его третья задача — дать полную картину. В 2004 году Его Святейшеству на два дня разрешили приехать в Россию при условии, что он будет находиться только на территории Калмыкии; он не должен был делать никаких политических заявлений, встречаться с политическими деятелями. Но они сами приходили…

Насколько вероятен сейчас визит Далай-ламы в Россию?

На этот вопрос никто не может ответить. В России много людей, которых интересует буддизм, никто не может сосчитать, сколько их. Последний раз Далай-лама был в России в 1998 году. Его визита ждут многие, особенно пожилые люди. Когда я приезжаю в республики России, где большинство буддисты, мне всегда задают вопрос «Когда Далай-лама приедет?».

Я понимаю, что в интересах России поддерживать очень хорошие отношения с Китаем. Когда у двух гигантских стран хорошие, теплые отношения, это положительно влияет на весь регион. Но Россия слишком склоняет голову перед Китаем… С другой стороны, на любую страну, куда приезжает Далай-лама, начинается давление со стороны Китая.

За исключением нескольких стран, Его Святейшество спокойно путешествует по миру. И везде стремится помочь людям стать более ответственными перед обществом. Он никогда не пытается манипулировать людьми, которые к нему приходят.

Сайт вашего центра называется «Сохраним Тибет», что имеется в виду? Что важно сохранить, что может потерять мир?

Сегодня стоит вопрос о выживании тибетской культуры. В самом Тибете количество китайцев превышает число тибетцев. С 2006 года, когда было закончено строительство железной дороги, в Лхасу, по нашим данным, каждый день приезжало три-четыре состава, то есть 4000–5000 людей приезжали в Тибет. Половина были туристы. Это нормально, это даже необходимо для развития отношений. Но если ежедневно 2000 человек приезжают и остаются в Тибете жить, то достаточно провести умножение и понять, что будет через 10–15 лет. Тибетцев уже меньшинство в их регионе. Люди постепенно переходят на китайский язык. Хороших рабочих мест для тибетцев нет, у них нет свободы слова, свободы вероисповедания. Поэтому Тибет утрачивает свою культуру, особенную культуру, которой есть что предложить миру и которую, конечно, надо сохранить.

В чем ее сила, красота?

Конечно, в буддийской философии, которая объединяет разных людей. Когда у человека возникают вопросы, внутренние проблемы, он начинает читать буддийские книги и находит в них некоторые ответы. Совсем не обязательно становиться буддистом. Еще подчеркну, что тибетцы сохранили полную форму буддизма, которая включает в себя хинаяну, махаяну и ваджраяну. Если тибетские монастыри будут уничтожены, мы потеряем это религиозное наследие. Буддизм будет сохранен фрагментарно лишь в некоторых странах.

Он уникален и традицией воплощения живых Будд, одним из которых является Далай-лама. Насколько это важно и почему?

Сегодня Китай утверждает, что буддийская культура представляет угрозу для китайского народа, и, видимо, хочет уничтожить ее. В сентябре был принят новый указ: без разрешения центрального правительства нельзя признавать ни одного ламу-перерожденца. Это очень интересный ход событий. Мы считаем, что коммунисты не должны вторгаться в сферу религии. Ясно, что они хотят эту традицию прервать. Рано или поздно Далай-лама XIV покинет этот мир, и при сегодняшнем раскладе судьба Далай-ламы XV будет такой же, как судьба Таши-ламы. Китайцы хотят выдвинуть своего мальчика, как поступили с Таши-ламой.

Далай-лама говорит: «Если при моей жизни тибетский вопрос не будет разрешен, то я не буду рождаться на территории, которая будет находиться под китайским контролем». Китайцы обвиняют его в том, что, высказываясь таким образом, он нарушает традицию тибетского буддизма…

Буддисты говорят, что все проблемы от неведения. Если бы люди лучше знали мировоззрение и самого Далай-ламу…

Юлия Жиронкина: Сегодня все больше людей едут учиться к Далай-ламе в Индию. Жители буддистских регионов России не могут позволить себе этого, но они стараются, копят деньги. Также Далай-лама каждый год около десяти дней учит всех желающих в Дхармасале. И он читает лекции по всему миру, на нашем сайте есть расписание. Сейчас это реальная возможность контакта.

Вопросы задавали Вадим Карелин и Дмитрий Зубов

(Источник: журнал "Человек без границ", http://www.manwb.ru/)
 
< Пред.   След. >
ALEXANDRIA © 2018