Статьи

Волшебные очки Хаяо Миядзаки

Каждый уважающий себя волшебник должен иметь специальное приспособление, которое помогает ему в работе. Кто-то обзавелся превращательной палочкой, кто-то — много-в-себя-вмещающей шляпой, а кто-то— снотворным зонтиком.
У японского режиссера-мультипликатора Хаяо Миядзаки есть очки. Непосвященный скажет: «Ну и что, мало ли на свете очкариков?» Но тот, кто любит его мультфильмы, точно знает, что очки эти — волшебные. Иначе как бы он видел мир правильно? А в том, что именно его взгляд — правильный, сомневаться не приходится. Ведь он не обманывается иллюзиями, как все обычные люди.
«Побойтесь бога! Да ведь все его мультфильмы — это одна большая выдумка, плод болезненной фантазии!»
Однако же все эти необычные миры, полные необыкновенных существ и неформатных людей, — самая реальная реальность, потому что она показывает человеку, что мир полон не им одним, что мир обширнее, богаче и интереснее, чем нам кажется; что настоящий герой — это не тот, кто с мускулами и пистолетом; что основа жизни — не страх и деньги, а любовь. И объясняет, в конце концов, что значит быть человеком.



Кому и Тоторо — сосед
Однажды у Миядзаки спросили, а какие из религиозных представлений, находящих отзвуки в его работах, ему ближе. (В Японии такой вопрос никого не шокирует.) Он ответил: анимизм, одушевление всех предметов, явлений и живых существ.
Вот уж точно: духи населяют миры, им созданные, не менее густо, чем люди. Любопытная рыбка Поньо так стремится узнать мир людей, что ради этого вырывается из океана. Знаменитый Тоторо — самый узнаваемый из героев Миядзаки, лесной дух-хранитель, похожий на гигантского кота-медведя-енота, — настоящий хозяин леса, могучий и добродушный. В «Унесенных призраками» людей и вовсе нет — мы видим «пансионат выходного дня» для духов и призраков всех мастей. Людям там не место, они теряют в этом мире свою человеческую природу и только особыми, сверхъестественными (или все же именно человеческими?) усилиями могут вернуться к самим себе.

Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»

Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»


Природа не просто живая, она очень живая, она мудрая, сильная. Гораздо мудрее и сильнее человека. И когда он не противопоставляет себя природе, не борется с ней, не старается выжать из нее все соки, то жизнь его становится гораздо полнее и счастливее.

Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»

Кадр из мультфильма «Мой сосед Тоторо»


В одном из первых мультфильмов мастера «Навсикая из Долины ветров» люди в своей неразумной жадности довели землю до почти абсолютного истощения, стали врагами природе. Но она сама нашла механизмы восстановления, и самое лучшее, что может сделать человек, — не мешать ей.

Кадр из мультфильма «Нивсикая из долины ветров»

Черные чернушки, духи реки, духи огня, духи леса, драконы, русалки, Тоторо и тоторята — все они изначальные обитатели нашего мира. Ты вдруг начинаешь ощущать, что человек — только небольшая часть природы, важная, но не главная.

Нормальные герои
«Но послушайте, ведь в фильмах Миядзаки даже нет героев! Какие-то дети, и только! Это уровень фантазий школьного возраста, а для взрослого человека это все довольно наивно и беспомощно».
Вот я и говорю: волшебные очки просто необходимы! Мы привыкли к тому, что герой фильма сегодня — брутальный, вооруженный до зубов или, в крайнем случае, очень умный. Он решает проблемы силой или мозгами, он добивается цели любой ценой.
И на этом фоне протагонисты Миядзаки ну совсем не герои. Да, это обычно дети, подростки и как правило девочки. Ни силы, ни ума, ни, естественно, оружия… Почему же так? А как же преодолевать необходимый для интриги конфликт? Как решать проблемы?

Кадр из мультфильма «Нивсикая из долины ветров»

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»


Режиссер однажды долго пытался объяснить очередному интервьюеру, что взрослый мужчина в принципе не может быть героем ни одной истории, ведь, сталкиваясь со злом, он всегда ищет, кому бы отстрелить голову, а это — порочный путь. Когда приходит беда, говорит нам автор в волшебных очках, не помогают кулаки. Побеждает совсем другая сила — подлинная, несокрушимая. Внутренняя. Поэтому пробудить ее может только сам герой, но зато и отнять ее никому не удастся.
Избалованная, капризная Тихиро из «Унесенных призраками» спасает себя и своих родителей упорным трудом поломойки, состраданием и любовью к заколдованному Хаку, благодарностью к многорукому деду Камадзи, приютившему ее, и множеством мгновений доброты, чистоты и скромности.

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»


Мальчик Пазу («Летающий замок Лапута») смелостью и решительностью спасает свою подругу Ситу и пиратов от гибели. И даже роботы из этого фильма трогательны в своей верности долгу.
Подросток Уми из фильма «Со склонов Кокурико», переживающая свою первую любовь, справляется с трудностями верностью памяти отца и отчаянной смелостью в отстаивании справедливости. И любовью, конечно, — чистой, робкой, светлой.
Юной ведьме Кике, проходящей первые в своей жизни испытания (она должна год прожить вдали от дома, полагаясь только на свои профессиональные ведьминские качества), помогают упорство, отзывчивость, доброта. А когда она уже готова сдаться, ее поддерживает молодая художница Урсула, уже прошедшая свои подростковые кризисы становления и нашедшая себя.

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»


Тихиро, Кике и Урсула, Уми, Навсикая, Сита, принцесса Мононоке, Сацуки из «Тоторо», Софи из «Ходячего замка Хаула»… Похоже, тургеневским девушкам XIX века — тонко чувствующим, чистым, скромным, образованным — в XXI веке пришла достойная смена.

Ведьму — на перевоспитание!
«И что же, у Миядзаки все персонажи вот такие — милые, чистые, идеальные? А где же злодеи? С кем будут бороться те, кому положено бороться?»
Ну, во-первых, даже очевидно положительные герои и героини Миядзаки не свободны от слабостей и сомнений. Они порой падают духом, идут на поводу у своих желаний и пристрастий, злятся, ссорятся… Они люди, и ничто человеческое им не чуждо. Легко им было бы, будь они исключительно добродетельными! А ведь это реальность, не забывайте!

Кадр из мультфильма «Летающий остров Лапута»

Кадр из мультфильма «Летающий остров Лапута»


А во-вторых, те самые злодеи, которым положено быть сугубо отрицательными персонажами, у Миядзаки какие-то… не злодеистые. А если точно, не совсем злодеистые.
Вот, например, папа рыбки Понью, колдун-социопат Фудзимото, который в начале фильма кажется нам очень неприятным типом и стремится запереть своих деток, лишить их радостей жизни, оказывается любящим и заботливым отцом и мужем.
А жестокая и расчетливая госпожа Эбоси из «Принцессы Мононоке», владелица фабрики огнестрельного оружия, которая противостоит Лесу и его обитателям, в конце концов понимает, насколько гибельным был выбранный ею путь, и хочет взамен разрушенного Железного города выстроить новый, живущий по истинным законам.
Но больше всего, наверное, впечатляет страшная Ведьма Пустоши из фильма «Ходячий замок Хаула», взревновавшая молодую швею Софи к прекрасному волшебнику Хаулу и заколдовавшая ее. Могущественная ведьма стала причиной несчастья не только для главных героев, но и для многих других, но сама пала жертвой чужого колдовства и превратилась в беспомощную старуху, живущую только благодаря доброте той самой Софи.


А настоящее злодейство в фильмах мастера тоже есть. Только это нечто совсем другое. То, чему мы и значения-то не придаем обычно. Жадность, превратившая родителей Тихиро в свиней. Предательство, из-за которого пронырливый монах чуть не погубил могущественного и прекрасного Духа Леса. Честолюбие, заставившее правительственного агента Муску ценой жизни многих стремиться к власти над летающим островом Лапутой, а значит, и над Землей. Трусость. Душевная слепота. Эгоизм.
В общем, все как в жизни.

Крылатые мечты
Это еще одна отличительная мечта фильмов японского мастера, его визитная карточка. В каждом его произведении всегда кто-то летает. Или мечтает о полетах. Или строит самолеты.

Кадр из мультфильма «Рыбка Понью»

Кадр из мультфильма «Рыбка Понью»


Летающий остров Лапута (привет Даниэлю Дефо!), драконы, самолеты и летающие аппараты всех родов и мастей — что это? Детская мечта самого Миядзаки, так и не осуществившаяся, или символ свободной души, творчества, детства?..
А знаете что? Бросайте лучше читать эту статью и садитесь смотреть Миядзаки.
И не забудьте при случае завести себе волшебные очки!

Автор: Ольга Наумова

(Источник: журнал "Человек без границ", http://bez-granic.ru/)